ГЕОСТРОЙИЗЫСКАНИЯ
Генеральный дистрибьютор TOPCON и SOKKIA
  
+7 (495) 921-22-08
Вы можете выбрать дилера в удобном для Вас городе
КАТАЛОГ
БАЗОВЫЕ СТАНЦИИ
СЕРВИСНЫЙ ЦЕНТР
ПОДДЕРЖКА
О НАС
  
  

ПУТЬ ДЛИНОЮ 20 ЛЕТ – ОТ СЕРВИСНОГО ЦЕНТРА К СЕРВИСНОЙ СЛУЖБЕ ГСИ

14-05-2018

Статья опубликована в журнале «Геопрофи» №2 2018 года.

 

В этом году исполняется 20 лет с момента создания Сервисного центра компании «ГЕОСТРОЙИЗЫСКАНИЯ» (ГСИ), который в настоящее время превратился в Сервисную службу ГСИ. Редакция журнала «Геопрофи» обратилась к Сергею Александровичу Куликову, специалисту в области метрологического обеспечения геодезических средств измерений и одному из основателей Сервисного центра, с просьбой рассказать о причинах и истории создания центра, условиях, в которых он развивался, и его сегодняшнем облике.

 

С.А. Куликов («ГЕОСТРОЙИЗЫСКАНИЯ»)

В 1974 г. окончил геодезический факультет МИИГАиК по специальности «астрономо-геодезия». После окончания института работал в Московском АГП, с 1984 г. – в ПГО «Гидроспецгеология», с 1997 г. – в центре «РОСТЕСТ – Москва». С 1999 г. работает в ООО «ГЕОСТРОЙИЗЫСКАНИЯ», в настоящее время – главный специалист Сервисного центра.

 

Расскажите о времени и условиях, в которых пришлось работать 20 лет назад.

После окончания очередной перестройки в России наступили «смутные времена». Оторопь от нежданно произошедших событий начинала проходить, и многие пытались созидать. К счастью для геодезии, она находилась в стороне от проторенных дорог перестроечного бандитизма. Для понимания перспектив развития этого направления с точки зрения бизнеса требовались специальные профессиональные знания и креативное мышление. Гармоничное сочетание вышеперечисленных качеств позволило небольшому коллективу инженеров – геодезистов и изыскателей создать в 1994 г. компанию «ГЕОСТРОЙИЗЫСКАНИЯ» (ГСИ). Заводы – производители геодезических приборов – в основной своей массе оказались за рубежом. Единственный оставшийся, Уральский оптико-механический завод (УОМЗ), продолжал выпускать серию оптико-механических инструментов, сконструированных А.И. Захаровым, но производство электронных приборов не получило должного развития. От безденежья и неумелого руководства многие грамотные и перспективные сотрудники покинули предприятие. Негативно сказалось отсутствие необходимых компонентов в области микроэлектроники. В борьбе за выживание опытные геодезисты уходили из профессии, те же, кто оставался, использовали в своей работе устаревшие технологии, основанные на применении оптико-механических инструментов. Совсей очевидностью стало понятно, что обеспечение геодезических работ современными и качественными приборами со стороны государства брошено на произвол судьбы, поэтому частные компании взяли данную функцию на себя. С увеличением количества и ассортимента поставляемого импортного и отечественного

геодезического оборудования у ГСИ возникла острая необходимость в создании сервисной службы по ремонту и метрологической аттестации высокотехнологичного оптико-механического, оптико-электронного и электронного геодезического оборудования, продиктованная пониманием ответственности перед клиентами. Массовый переход к оптико-электронным приборам, системам глобального позиционирования, компьютерной технике и программному

обеспечению требовал от производственных предприятий крупных капиталовложений в материально-техническую базу, что было немыслимо без гарантийного и постгарантийного обслуживания. Таким образом, для обеспечения дальнейшего развития и повышения уровня продаж в 1997 г. руководство компании «ГЕОСТРОЙИЗЫСКАНИЯ» приняло решение о создании на базе собственной мастерской по ремонту оптико-механических инструментов первого в России центра по ремонту и техническому обслуживанию полного спектра геодезического оборудования, на уровне мировых стандартов.

 

 

Как все начиналось, и какие трудности пришлось преодолевать?

Разумеется, в СССР существовали отраслевые сервисные центры по обслуживанию геодезического оборудования. Но в 1990_х годах мы оказались в совершенно иной реальности. Геодезическое приборостроение благополучно рассыпалось вместе со страной. Сервисные центры, как очень затратное дело, просто забросили. К этому времени компания «ГЕОСТРОЙИЗЫСКАНИЯ» активно работала на рынке геодезического оборудования, поставляя в качестве генерального дистрибьютора продукцию японской фирмы SOKKIA, а также действующих предприятий России и Украины. После принятия решения о создании сервисного центра компании его организация была поручена Сергею Петровичу Шелагину. Прекрасная техническая подготовка, большой производственный опыт и навыки, приобретенные им во время работы в качестве инженера отдела компьютерной поддержки, позволили С.П. Шелагину задать новому подразделению мощный импульс развития, что вывело Сервисный центр ГСИ в один ряд с крупными европейскими сервисными предприятиями. Но все это было впереди, а в начале пути пришлось столкнуться с колоссальными трудностями, принимая во внимание тот факт, что подобная структура создавалась в абсолютно новых условиях жизни, без государственной поддержки. В то время это был единственный в РФ частный сервисный центр, и он должен был соответствовать не только российским ГОСТ, но и корпоративным требованиям фирмы SOKKIA. Для выполнения поставленных задач следовало решить целый ряд вопросов:

— обучить сервисных инженеров;

— подготовить помещение (обеспечить кондиционирование и антистатику, поставить стойки для ремонта, стеллажи для хранения и т. д.);

— оснастить необходимыми приборами, специальными приспособлениями, эталонными образцами;

— обеспечить запчастями, технической документацией, сервисным программным обеспечением;

— организовать техническую поддержку фирмы-производителя и т. д.

Сергей Петрович был командирован в Голландию, в европейский сервисный центр фирмы SOKKIA, где успешно прошел обучение. Ему было предоставлено эксклюзивное право по проведению на территории России гарантийного ремонта электронных приборов, выпускаемых фирмой SOKKIA. Возвратившись и творчески переосмыслив организацию сервисного обслуживания в SOKKIA, С.П. Шелагин предложил вариант сервисного центра, адаптированный для российских условий и соответствующий уровню развития компании «ГЕОСТРОЙИЗЫСКАНИЯ» на тот период.

Условия создания нового подразделения были крайне неблагоприятными. Продолжалось начатое в конце 1980_х гг. реформирование ведомственного метрологического надзора, существовавшего в СССР не одно десятилетие. Государственное метрологическое обеспечение геодезических средств измерений из ГУГК и Госстроя передавалось в Госстандарт, где практически отсутствовали квалифицированные специалисты в этой области. Дополнительно, в начале 2000_х гг., появилась система лицензирования деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений. К счастью, это позитивно повлияло на ситуацию с сервисным обслуживанием, так как закрыло доступ к ремонту высокоточного специализированного оборудования плохо подготовленным «самородкам» и откровенным жуликам, деятельность которых, к сожалению, можно наблюдать и сегодня. На начальном этапе развития в Сервисный центр ГСИ поступало небольшое количество инструментов, поэтому в нем имелось только два рабочих места и минимально необходимое оборудование для ремонта оптических приборов и электронных тахеометров. В этот период сотрудники Сервисного центра приобрели необходимый опыт работы в условиях российской действительности, и именно тогда сформировался кадровый костяк центра.

 

 

Как менялся облик Сервисного центра?

Развитие подразделения проходило поступательно, вслед за увеличением уровня продаж геодезического оборудования. Первое помещение, где располагался центр, было небольшим по площади, всего 20 м2, но нам очень хотелось вместить в него максимум приборов и приспособлений для решения возникающих задач, поэтому многие устройства закреплялись на стенах. Хождение по комнате строго регламентировалось, а появление посторонних не приветствовалось. Коллектив подразделения, первоначально состоявший из двух человек, довольно скоро пополнился третьим сотрудником. Им стал Сергей Валерьевич Протопопов – потомственный геодезист и директор Сервисной службы ГСИ в настоящее время. Неуклонный рост объема продаж и, соответственно, объемов поступающего в ремонт оборудования потребовал расширения, поэтому руководством компании «ГЕОСТРОЙИЗЫСКАНИЯ» было принято решение о переезде в новый офис. Сервисный центр ГСИ, размещенный в новом помещении, качественно отличался от первоначального как по площади, так и по оснащению. Он имел эталоны для выполнения ремонтных и юстировочных работ, компаратор для поверки и метрологической аттестации рулеток и дальномеров типа DISTO, два уникальных стационарных коллиматорных стенда и два подъемника для поверяемых приборов. Коллиматорные стенды и подъемники были разработаны, изготовлены и установлены специалистами ГСИ. Подъемные устройства не имеют аналогов в РФ по стабильности и плавности хода. В этот период была отработана система приемки и учета инструментов, поступающих на сервисное обслуживание, а также их выдачи заказчикам с предоставлением отчетных бухгалтерских документов. Следует отметить, что три первых сотрудника Сервисного центра носили имя Сергей, и, когда на работу были приняты еще двое с таким же именем, сервисный центр негласно был переименован в «СержЦентр».

Один из новых сотрудников — Сергей Евгеньевич Галкин, окончивший приборостроительный техникум и оптико-механический факультет МИИГАиК и обладающий удивительным пространственным мышлением, мог, посмотрев на оптическую схему теодолита, сказать куда необходимо повернуть юстировочную призму, чтобы световой поток шел в нужном направлении. Он ремонтировал все электронные приборы и только в крайних случаях говорил: «Надо посмотреть инструкцию».

Второй — Сергей Андреевич Хрущев — самородок с примечательной биографией. После окончания средней школы он был рабочим в экспедиции Алма-Атинского аэрогеодезического предприятия, потом проходил срочную службу в армии на Дальнем Востоке механиком-водителем танка. За невероятные успехи в художественном вождении боевой многотонной машины был переведен в учебную часть инструктором-механиком по вождению танков. После демобилизации Сергей Андреевич работал сервисным инженером на Алма-Атинском аэрогеодезическом предприятии. Затем, после развала СССР, – мастером цеха геодезического оборудования УОМЗ в Екатеринбурге, позднее – сервисным инженером представительства УОМЗ в Москве и, наконец, стал ведущим специалистом Сервисного центра ГСИ. В процессе развития компании потребовались новые площади для размещения сотрудников и производственных мощностей, поэтому центральный офис ГСИ переехал на улицу Малая Семеновская, где находится и в настоящее время. Количество сотрудников Сервисного центра, ставшего основой для Сервисной службы, за двадцать лет увеличилось в 20 раз и составляет более 60 человек. Площадь помещений, занимаемых только в центральном офисе компании, превышает 300 м2. За прошедший со дня основания Сервисного центра период силами его сотрудников разработаны и запущены в серийное производство универсальные коллиматорные стенды (УКС) в стационарном и мобильном вариантах. В настоящее время изготовлено и установлено в метрологических службах различных предприятий России, включая Министерство обороны РФ, свыше 200 экземпляров УКС. Важным достижением конструкторского бюро Сервисной службы ГСИ стала разработка и изготовление оборудования для оснащения первого в России полноценного Мобильного сервисного комплекса, который используется для ремонта и метрологического обеспечения геодезических инструментов с выездом на территорию заказчика. В 2018 г. Сервисная служба ГСИ получила аккредитацию на право выполнения работ по поверке средств измерений. Компания «ГЕОСТРОЙИЗЫСКАНИЯ» стремительно развивается, осваивая новые направления производственной деятельности, основанные на использовании геодезических технологий и связанные с автоматизацией управления строительной и сельскохозяйственной техникой, лазерным сканированием и др. Параллельно совершенствуется и Сервисная служба.

 

 

Что в настоящее время представляет собой Сервисная служба ГСИ?

Сервисная служба ГСИ – это целый современный завод, который включает ряд подразделений, осуществляющих различные задачи, самым многочисленным из которых по количеству сотрудников является сервисный центр:

— конструкторское бюро разрабатывает метрологическое, производственное и вспомогательное оборудование;

— инструментальный цех изготавливает комплектующие детали;

— производственный цех выполняет сборку коллиматорных стендов, аксессуаров и технологического оборудования;

— сервисный центр проводит сервисное обслуживание, ремонт, поверку и юстировку оптико-электронного оборудования;

— учебный центр организует и проводит обучение как начинающих специалистов, так и сотрудников различных предприятий по программам повышения квалификации;

— склад осуществляет хранение, учет и выдачу оборудования;

— мобильная сервисная служба предназначена для выезда непосредственно к заказчику;

— метрологическая служба проводит метрологическую поверку геодезического оборудования в объеме, предусмотренном аттестатом аккредитации.

В настоящее время сервисного предприятия такого уровня нет не только в России, но и в некоторых странах Европы.

 

Какие главные технические и организационные достижения компании «ГЕОСТРОЙИЗЫСКАНИЯ» можно отметить в области сервисного обслуживания геодезического оборудования?

Создана уникальная структура по ремонту и метрологическому обеспечению геодезических инструментов — Сервисная служба ГСИ, оснащенная современным оборудованием, в том числе собственного производства,  обслуживаемым высококвалифицированным персоналом. Организованы региональные сервисные подразделения в 19 городах России и стран СНГ, которые используют опыт и знания, накопленные Сервисным центром. Спроектированы и изготовлены коллиматорные стенды «ВЕГА УКС» и «ВЕГА УКС_М», не имеющие аналогов в мире. Они установлены и успешно работают в более чем 200 организациях России, включая ФБУ «Мурманский ЦСМ», ФБУ «Тест Санкт-Петербург», ФБУ «Ростест-Москва», ГБУ «Мосгоргеотрест», ФБУ «Ростовский ЦСМ», ФБУ «Пенизенский ЦСМ», ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» и ряд других. Разработан и сертифицирован в Росстандарте первый в России Мобильный сервисный комплекс для полноценного ремонта и поверки геодезического оборудования. Но самое главное достижение – это коллектив специалистов Сервисной службы ГСИ, которые постоянно развиваются, создавая вокруг себя неповторимую творческую атмосферу созидания.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

  
 
Обратная связь
Обратная связь